Советы начинающим предпринимателям: как правильно составить бизнес-план

О правилах составления документа без ошибок рассказал гендиректор консалтинговой компании «Якість гарантовано» Егор Шишенок

Перед запуском нового дела предприниматели раздумывают, как грамотно составить бизнес-план — который бы не только помог реализовать успешный проект, но и предусмотрел риски при становлении бизнеса. О правилах составления документа без ошибок рассказал гендиректор консалтинговой компании «Якість гарантовано» Егор Шишенок.

СТАРТ
Анализ рынка и подготовка данных для составления бизнес-плана — ответственный этап работы. Ведь от правильности оценки объемов рынка, конкуренции и востребованности товаров-услуг зависят будущие расчеты.

«Предприниматель должен сформулировать, какую компанию создает, какую продукцию-услуги будет предоставлять, где и каким потребителям. Не зафиксировав «конкретику» по проекту, невозможно грамотно проанализировать рынок», — уточняет Шишенок.

Для локальных бизнесов вроде кафе, офлайн-магазинов важно удачно подобрать место.

«Оно должно быть в радиусе максимального скопления клиентов. Следующий этап — анализ конкурентной среды: выявление действующих игроков рынка, оценка их цен, уровня сервиса и загрузки. Формирование среднего чека будущего предприятия базируется на соотношении этих факторов», — поясняет эксперт.

ОЦЕНКА
Бизнес-планы, рассматриваемые инвесторами или банками, должны соответствовать одному из международных стандартов — наиболее популярен UNIDO.

«Срок, на который расписывается бизнес-план, должен быть не меньше периода окупаемости. То есть больше срока, за который вложения полностью вернутся», — подчеркивает Шишенок.

Основными разделами бизнес-плана являются анализ рынка и SWOT-анализ (анализ внутренних и внешних факторов компании, оценка рисков и конкурентоспособности товара в отрасли), маркетинговый план, финплан и способы минимизации рисков. В перечне рисков наиболее частым и недооцененным является риск медленного выхода на плановые показатели продаж.

«Не всякий бизнес начинает приносить прибыль сразу: чаще требуются дотирования некоторое время после старта», — поясняет эксперт.

Поэтому важно учесть в бизнес-плане «сумму на форс-мажоры»— 10—30% от объема начальных инвестиций.

«А также учесть в постоянных затратах», — говорит Шишенок.

Бизнес-план нужно анализировать хотя бы раз в год, а лучше ежеквартально.

«Реальная жизнь вносит коррективы в любые бизнес-планы. Поэтому отличным прогнозом считается совпадение в плюс-минус 10% от расчетных цифр. В целом можно отходить от первоначальных расчетов и желательно в сторону большей прибыли. Ведь бизнес-план — инструкция к построению бизнеса», — отмечает Шишенок.

ПРОМАХИ
При самостоятельном составлении бизнес-плана не всегда удается обойтись без ошибок в расчетах. Предприниматели забывают учесть начальные затраты на доставку, таможенные расходы, пуско-наладочные работы для оборудования. А еще уверены, что поиск квалифицированного персонала может занять пару дней.

«Хотя в медицине или высокотехнологичном производстве сотрудника приходится искать 3—4 месяца», — уточняет Шишенок. Чтобы ошибки в бизнес-плане были минимальны, документ лучше готовить всей командой проекта, обсуждая с партнерами детали. «Чем больше людей вникнут в модель бизнеса, тем меньше вероятность «большого прокола», — считает эксперт.